Клуб капитанов
Оцифрованные, компьютерные пароли «Норд-Оста» давно знакомы: совесть, одержимость, образование, любовь. Прошу прощения — Отечество.
Новая газета
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Новости

Подписка на новости

У мюзикла "12 стульев" нет секретов

17.10.2003

Генеральный директор продюсерской компании "Русский мюзикл", продюсер мюзикла "12 стульев", а в недавнем прошлом – коммерческий директор мюзикла "Норд-Ост" Дмитрий Богачев размышляет о развитии жанра в России.

Дима, давай вспомним предпремьерную ситуацию в "Норд-Осте" два года назад. Какая картина возникает в твоей памяти?

Я почему-то вспоминаю жаркие летние дни. В зале ДК шел ремонт, а в фойе, совсем рядом, тридцать с лишним актеров в пыльных тренировочных штанах, в потной одежде, под реплики и комментарии Георгия Васильева, Алексея Иващенко и Елены Богданович исполняли сложные хореографические движения, пели, прыгали с длинными шестами в сцене ненцев. В то время приходилось по любому поводу садиться в машину и ехать в театр, потому что Васильева было невозможно застать в офисе. Он был все время занят, его все дергали по разным вопросам, стояли к нему в очереди, ловили пятиминутные перерывы для того, чтобы решить свои проблемы. Словом, в памяти картина, которая как-то совсем не связана с моей основной работой тогда: ни с рекламой, ни с продажами.

А еще, помнится, была эпопея со стульями в зале…

О, да! Они туда никак не помещались. Помню, в день рождения жены, в начале октября, я единственный раз за два или три месяца позволил себе отдохнуть в выходные. Мы выбрались вместе с семьей и друзьями на пикник за город. Разожгли костер, и только положили мясо на огонь, как раздался звонок на мобильный. Это был Васильев. Он сообщил мне, что в очередной раз кресла не помещаются в зал по плану, который был десять раз выверен: я даже сам лично рулеткой все обмерил. В тот момент мне показалось, что законы геометрии уже перестали действовать. Я, злой, бросил пикник, приехал в театр, и оказалось, что все нормально, что все наконец-то поместилось.

То есть история со стульями началась еще тогда?


Да. Видимо, тогда уже сама судьба намекала мне на то, чем я займусь через два года. Та ситуация тоже носила какой-то мистический характер. 7 ноября в МДМ мы увидим логическое продолжение этой эпопеи.
На самом деле, подготовка к мюзиклу "12 стульев" – это не менее яркий сюжет, чем сюжет самого спектакля. Помните, недавно в Москве все время объявляли штормовое предупреждение? Так вот, 3 октября к нам приехали альпинисты, затащили на крышу баннер для фасада размером 27х12 метров, и, как назло, поднялся ветер. При ветре свыше 5 метров в секунду такое полотнище повесить невозможно. У него гигантская парусность, никакой силой его не удержать, оно вырывает из стены любые крепления прежде, чем будет натянуто. Ветер не стихал 12 дней.

Норд-ост, однако…

Наверное, он. Все это время альпинисты практически жили на крыше, потому что дежурили в ожидании хотя бы кратковременного затишья: разве что палатку там не поставили. Нам хватило бы даже трех безветренных часов, чтобы успеть растянуть эту афишу. И в ожидании этих спокойных часов прошло почти две недели на нервах, под дождем. Хорошо еще снег не пошел! И я, и Саша Цекало и Тигран Кеосаян периодически поднимались на крышу, чувствуя себя просто какими-то Карлсонами

Вот тут-то и пригодились бы вам знания географов и метеорологов…

Да! В результате мы как раз обратились к метеорологам, и получали сводку Гидрометцентра последние пять дней, ожидая штиля. Словом, у нас весело!


Жалко ли вам, что "12 стульев" будут идти в МДМ, а не в ЦДКЖ на Комсомольской площади?

И да, и нет. Жалко, потому что идея играть в легендарном месте, напрямую связанном с апофеозом романа "12 стульев", в здании, где как раз и был найден последний из двенадцати стульев (тот самый, в котором были сокровища, на которые построили это здание),- это само по себе сокровище, клад, подарок!
С другой стороны, сцена размером в половину сцены Театрального центра на Дубровке, небольшой зал и, скажем, неоднозначное расположение этого здания, - все это, скорее, минусы. Очевидное преимущество МДМ – местоположение и приличное состояние, по крайней мере, нам не пришлось вкладывать много денег в ремонт помещения.

Какие сюрпризы стоит ожидать зрителям от нового спектакля?


У нас нет никаких секретов. Наш мюзикл будет поставлен в манере, отличной от "Норд-Оста". С одной стороны, это будет спектакль с единым сюжетом, но с другой стороны, здесь много от ревю, то есть это отдельные сцены или номера, связанные единой темой.
Такая особенность вполне объяснима. У нас очень сильный хореограф Егор Дружинин, который поставил большое количество ярких номеров, коротких произведений, отдельных танцев. Наш режиссер Тигран Кеосаян, посвятил себя кинематографу, а кино строится на съемке и монтаже эпизодов. Тоже самое касается Саши Цекало, который продюсировал очень много концертных программ, а специфика концерта – это некая дробность, дискретность построения.
Все это, наверное, наложило отпечаток на мюзикл "12 стульев", который, на мой взгляд, тяготеет к ревю из блестящих по хореографии, великолепных по музыке, очень смешных и остроумных по тексту и режиссуре номеров, в их драматургическом развитии связанных единым сюжетом.

Что бы ты особенно отметил в будущем спектакле?

Очень сильная сторона в хореографии: много зажигательных, профессиональных танцев. Мы проводили жесткий отбор актеров, и все лето у нас шли изнурительные тренинги с упором на танцы. В России ведь не существует актерской танцевальной школы. Поющих актеров совсем немного, а танцующих и поющих актеров еще меньше.
И разумеется, отличительная особенность "12 стульев" - это фантастическая музыка. Игорю Зубкову была поставлена задача написать несколько хитов, но он здесь явно перестарался.

А что зрители смогут приобрести на память?

У нас ассортимент сувенирной продукции будет раз в десять шире, чем в "Норд-Осте".
Например, родилась очень оригинальная идея: футболка с нарисованным на ней шарфом Остапа Бендера. Естественно, ситечко для чая; шахматы без ладьи; ключ от квартиры, где деньги лежат. Только начинаешь листать роман, и каждая страница приводит к появлению нового сувенира. И если в романе около трехсот страниц, то триста наименований – это примерная оценка планируемого ассортимента. Что-то придется, видимо, делать даже штучно.

Оглядываясь назад, как ты можешь оценить свой профессиональный и внутренний рост за эти годы, которые прошли со старта "Норд-Оста"?


Как говорил один философ, чем шире круг твоих познаний, тем больше он соприкасается с неизвестностью, и в качестве иллюстрации чертил маленькую и большую окружности.
В продюсерской компании "Линк" я был коммерческим директором. Не знаю, помнит ли об этом Васильев, но в одном из первых разговоров со мной года три назад, когда "Норд-Ост" только-только зрел в головах, он предложил мне взять на себя все направления, фактически стать исполнительным продюсером этого проекта. Я думал недолго и отказался, поскольку тогда интуитивно чувствовал, что не справлюсь с этим, а подводить кого-то не хотелось. Я до сих пор считаю, что тогда поступил правильно.
Но даже то, что я на себя взял, оказалось серьезной ношей. Я понимал, что от моей работы и оттого, как работают мои сотрудники, зависит успех проекта и судьба остальных сотрудников компании, поскольку от деятельности нашей коммерческой дирекции зависели доходы, окупаемость проекта, а значит, и проект в целом.
И все таки на моем направлении было несколько проще, потому что можно было ориентироваться на какие-то схемы и маркетинговые подходы, разработанные до нас не в России, а в Европе, Америке, с необходимыми поправками на российскую действительность.

А где было труднее?

Гораздо труднее было, на мой взгляд, самим авторам "Норд-Оста". Это было абсолютное плавание в неизвестности.
Создание нового мюзикла всегда сравнимо, может быть, с работой конструкторского бюро, которое разрабатывает новую модель самолета. А в случае с "Норд-Остом", хоть он напрямую и связан с самолетом, даже это сравнение неправомочно. Правильнее было бы сравнить его авторов с теми людьми, которые пытаются претворить какой-то фундаментальный научный принцип в практическую жизнь, то есть изобретают, например, первый самолет, создают что-то, доселе вообще неизвестное.
Что такое – российский мюзикл? Каким он должен быть? Тогда было непонятно. Были только общие представления и установка, что это должно соответствовать таким обтекаемым понятиям, как "мировое качество", "мировые стандарты". Или еще более туманным определениям - "хорошо!", "здорово!", "замечательно!", "классно!", "супер!". А как это описать в конкретных экономических, математических или творческих терминах, никто не знал, шли только по наитию.
Конечно, авторы тоже учились на лучших образцах европейских и американских мюзиклов, но все-таки у них стояла задача не скопировать, а сделать что-то свое, уникальное, поскольку восприятие российского человека отлично, как и показала практика, от восприятия европейцев или американцев.

Какие сейчас горизонты неизвестности открылись тебе?

Сейчас, уже имея базовый опыт, который я получил в "Норд-Осте", я сделал следующий закономерный шаг к расширению своего поля деятельности и столкновения с неизвестным. В данный момент мы в нашем новом проекте практически прошли стадию подготовки. Впереди еще долгий путь, связанный с прокатом мюзикла. Георгий Васильев меня уже предупреждал, что предстоит еще много с чем столкнуться. Но слава богу, что есть человек, который предсказывает, что ждет впереди, если не в деталях, то общих чертах. Я уже пытаюсь себя подготовить ко встрече с разного рода сюрпризами.

Чем, по-твоему, отличается реакция общественного мнения в отношении мюзиклов два года назад и сейчас?

В некотором смысле, стало гораздо проще. Когда начинался "Норд-Ост", перед нами стояла задача сначала объяснить людям, что такое мюзикл, а уж потом рекламировать конкретную постановку. В маркетинге этот вопрос подготовки и выращивания аудитории, потенциальных клиентов считается самым дорогостоящим, ресурсоемким процессом. Мы выводили на рынок новую категорию продукта и нужно было преодолеть ряд стереотипов, например, то, что мюзикл – это что-то вроде оперетты, водевиля. Нужно было объяснить людям, почему они должны платить не привычные 50, 100 или 200 рублей за билет в театр, а порою в 10 раз больше. Нужно было убедить людей покупать билеты заранее: тогда, когда продукта еще не существовало. Все это складывалось в одно большое направление – обучение, развитие аудитории, создание клиентуры, потребителей этого продукта. Сейчас уже не приходится людям объяснять, что такое мюзикл. Большинство людей знает это, побывав на одной из семи московских постановок, или даже не на одной и не один раз, то есть у мюзикла сформировалась уже своя постоянная аудитория.

И это как-то не умозрительно, а практически помогает?

Да, мы этим воспользовались при подготовке "12 стульев". Мы договорились с компанией "Линк", и нам любезно была предоставлена база данных людей, которые заказывали билеты на мюзикл "Норд-Ост". Зная высокую степень лояльности этих зрителей и их удовлетворенность тем, что они видели, мы полагали, что предложение посмотреть второй мюзикл на русскую тему будет воспринято позитивно. Мы отправили всем этим людям по почте цветные брошюры с предложением приобрести билеты на мюзикл "12 стульев" на специальных условиях - со скидками, призами и подарками, то есть было сделано некое эксклюзивное, уникальное торговое предложение. И отклик приближается к 20%, что считается очень высоким показателем.
Это как раз хорошая иллюстрация того, что у мюзиклов появилась лояльная верная аудитория, которая понимает, что такое мюзикл, любит мюзикл и готова ходить на разные постановки этого жанра.

А конкуренция присутствует?

Полагаю, здесь действуют другие законы. Дело в том, что в России брендом стало само слово "мюзикл", и это очень интересный факт. Например, существуют конкурирующие фирмы, провайдеры мобильной связи. Они реально дерутся за потребителя, потому что потребитель за редким исключением не выбирает двух операторов связи одновременно. Или, к примеру, фирмы, которые продают автомобили: у нас совсем немного людей, которые имеют по два-три автомобиля разных марок, то есть все равно присутствуют предпочтения по отношению к одной из них.
В жанре мюзикла в России пока конкуренция отсутствует, поскольку в традиционном смысле слова не существует бренда "Норд-Ост", или бренда "12 стульев", или бренда "Нотр Дам". Существует бренд "мюзикл", и все люди, занятые в процессе производства и продвижения каждой из названных постановок, фактически участвуют в продвижении именно этого бренда. Из этого следует, что если человеку не понравилась одна постановка, то это в значительной мере повлияет на его намерение посетить другие постановки. И наоборот, если он пришел в восторг от какой-то одной постановки, вероятность того, что он пойдет на другие, сильно возрастает. Каждый неуспех оборачивается неуспехом для всех, а каждый успех –это монетка в общую копилку.
К сожалению, из семи московских мюзиклов назвать успешными можно, наверное, только "Норд-Ост", "Нотр Дам" и "Метро". "Норд-Ост" - бесспорно, абсолютный рекордсмен в этом смысле, собравший свыше 400 тысяч зрителей. "Нотр Дам" благополучно функционирует до сих пор и еще некоторое время будет показываться, вероятно, столь же успешно, возвращая вложенные средства и принося прибыль. Остальные проекты были менее удачными или неудачными совсем. Был, например, мюзикл "Дракула", после которого, я думаю многие вообще вычеркнули мюзикл из своей жизни как возможную форму досуга.
Поэтому у меня нет ревностного отношения к успехам собратьев по жанру. Наоборот, я очень переживаю, если по-прежнему выходит некачественная продукция, которая широко рекламируется и в конечном счете приводит к разочарованию зрителей в жанре в целом.

Приходят ли к такому выводу другие игроки рынка?


Начинают. Мы пытаемся создать своего рода альянс. Очень конструктивные переговоры идут с компаниями "Metro Entertaiment" и "Musical Stage Production". Это не просто символическая дружба, а реальная помощь друг другу. Мы сейчас планируем открыть общую кассу в Торговом центре "Охотный ряд". Это та самая касса, которую мы когда-то сделали для "Норд-Оста" и которая сейчас обслуживает "12 стульев". Мы прорабатываем возможность организации на этом месте центральной кассы мюзиклов, которая будет одновременно продавать билеты на все три сегодняшние московские постановки – "12 стульев", "Нотр Дам" и "Иствикские ведьмы". Мы с удовольствием будем дружить и с другими продюсерами при условии, что они выпускают на рынок качественный продукт. Таким образом, мы формируем нашу общую аудиторию, привлекаем общего зрителя к нашим постановкам.

А как, по твоему мнению, меняется отношение за границей по отношению к перспективам жанра мюзикла в России?


Очень серьезные международные продюсерские компании сейчас смотрят на Россию как на новый необъятный рынок, с их точки зрения, абсолютно пустой, с гигантским потенциалом, очень динамично развивающийся. Сейчас многие из них одновременно думают о выходе на наш рынок, об серьезных инвестициях в него. Если все сложится удачно, то, по моему прогнозу, в ближайшие два-три года в Москве появится сразу несколько всемирно известных проектов, которые будут идти одновременно, а к концу этого десятилетия в нашей столице сформируется то, что сейчас пока можно условно назвать Бродвеем.

Как тебе кажется, в чем заключается секрет успеха мюзиклового проекта?

Распространенный в маркетинге постулат о соответствии продукта ожиданиям рынка никто оспаривать не собирается. В нашем же деле есть еще одна приятная особенность: мюзикл должен нравиться участникам постановки, проката и продвижения! Если люди относятся к тому, что они создали, просто как к продукту, прагматично рассуждая о его качествах и пытаясь просто его продать, это одно. Когда же они "горят", когда им самим это очень нравится, получается совсем другой результат, их любовное отношение к своему детищу транслируется окружающим.
Успешен будет мюзикл "12 стульев" или неуспешен, это конечно, покажет будущее время. Но о времени, которое уже прошло, никто из нас не жалеет. Последние полгода я прожил очень ярко, с удовольствием, мне было и есть хорошо!

По вопросам публикации материалов сайта в СМИ
просим обращаться к пресс-секретарю мюзикла "Норд-Ост"
(095)270-76-04, 784-77-86
info@nordost.ru