Клуб капитанов
Билеты Спектакль Маршрут Пресс-центр Координаты Интересно!
23 Октября
Пресс-центр

Новости

Пресс-релизы

Подписка на новости

Подшивка

Аккредитация




  

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Создание сайта студия:

Подшивка

ВРЕМЯ ВАСИЛЬЕВА

31.07.2002

Известия
Сегодня время успешных людей. Они лидируют, потому что вносят в жизнь перемены. Появились телевизионные и журнальные галереи "героев капиталистического труда". С героями труда социалистического их роднит то, что они шире трафарета. Плакатный рабочий с молотом или правильный человек из офиса на рекламном щите - одинаковая неправда. Но кроме трафарета есть фольклор - Высоцкий с Галичем дорассказали миру то, что скрывалось за парадным портретом передовика производства. Есть фольклор и о героях каптруда.


"В Москве открылася шикарная контора, коль вы серьезный бизнесмен, но без мотора...", - поет известный бардовский дуэт "Иваси": Алексей Иващенко и Георгий Васильев. В этом дуэте Васильев не чистый художник, а самый что ни на есть серьезный бизнесмен. С мотором.


Классический советский "мнс" стал главой фирмы - это путь многих. У Васильева не так: он был классическим "мнс", а стал председателем райисполкома, советником мэра по экономическим вопросам, главой Московской товарно-сырьевой биржи, вице-президентом компании "Би Лайн", председателем совета директоров компании "Гудвин", продюсером и автором мюзикла "Норд-Ост". Все это, конечно, по очереди. Зачем так много, спросит читатель, и подумает: либо - "летун", либо - непригодный человек, но "свой" какому-нибудь начальству.


Но в райисполком он пришел с улицы по объявленному конкурсу: демократический райсовет времен перестройки хотел выбрать нового и не номенклатурного человека. И выбрал из семи претендентов его. В первый день после выборов у него не обнаружилось ни одного подчиненного: старый райисполком сбежал по политическим причинам, удалось умолить лишь одного зама. На второй день выяснилось, что у него в подчинении множество людей - ни по фамилиям, ни в лицо не запомнить. И началось "великое деление" - гаражей, заказов, квартир, мучительные приемы недовольных. Большего стресса он не испытывал никогда: из пяти часов, выделенных на сон, два съедала вскормленная стрессом бессонница. Предел возможностей организма был испытан полностью: появились твердое решение дважды в неделю заниматься спортом и докладная записка мэру о необходимости деления московских районов на округа.


Мэр Гавриил Попов взял его советником по административной реформе. Реформа, правда, пошла не совсем тем путем, а Васильев вскоре стал одним из организаторов товарно-сырьевой биржи. Западные эксперты предполагали, что система фьючерсной торговли в России сложится лет через 5-6 - ее запустили быстрее чем за год. Вскоре биржа вошла в пятерку крупнейших в Европе. Но Васильев уже работал в "Би Лайн".


Он пришел туда из инвестиционной компании и по его собственному признанию стал заниматься этим с неохотой: никто еще не понимал, что такое сотовая связь. Но маркетинговые исследования подтвердили: успех этому рынку обеспечен. Были снаряжены несколько команд на Запад; вернувшись, они рассказали, что бизнес там организован с точностью до наоборот. Васильев стал переворачивать компанию с ног на голову. Время, за которое никому не известный "Вымпелком" сумел стать всем известным "Би Лайном", некоторые аналитики до сих пор называют "время Васильева". Что не значит, впрочем, что он был объектом всеобщей любви, - напротив, неизбежная реакция на слишком крутые перемены сосредоточилась на нем - пришлом, чужом, "варяге". Когда настало время сосредоточить на нем положительные чувства, он уже возглавлял производственную компанию "Гудвин".


В начале 90-х была тьма таких коммерческих героев: сегодня он торгует вениками, завтра векселями, послезавтра разливает шампунь. Коротко стриженные ребята называли это, прямо как члены Союза писателей, "поменять тему" - найти новое место сверхприбылей. Теперь таких героев не сыщешь: ушедшая натура. Бегая от "темы" к "теме", они в конце концов проиграли тем, кто вовремя остановился на чем-то одном и создал регулярный бизнес.


Васильев считает, что он тоже шел за деньгами, но за другими. Не за теми, что в карманах, чулках и даже банках. Он шел за деньгами по имени "капитал". У капитала своя логика: идет сначала в торговлю, потом в связь и транспорт и наконец - в производство. У Васильева та же логика: товарная биржа, сотовая связь, производство телефонов. Дойти до производства было его голубой мечтой. "У меня отец - убежденный производственник, он конструировал трансформаторы и всегда считал, что надо производить что-то такое, что можно пощупать руками".


Последовательность перетоков капитала - это экономическая азбука. Искусство Васильева, по его мнению, состояло в том, что он переходил в новое любимое место капитала чуть раньше: тут главное - почувствовать запах нового рынка.


Казалось, что производство телефонов ставит в этой истории точку ("это мой любимый проект"). Но он сделал еще и "Норд-Ост". Если верить в то, что он чувствует рынок, то можно считать это народной приметой: скоро капитал пойдет в культуру.


В любом деле, как в жизни человека, есть четыре возраста. Первый - зарождение идеи, все живут почти коммуной, никакой субординации, любая формализация погубит дело. Второй - приходит время продавать товар, нужен контроль, финансовое планирование, субординация, структура. Третий - спокойное, мощное и систематическое развитие. Четвертый - стагнация, загнивание. Выход из этого порочного круга есть: в какой-то момент уйти в сторону - или всей компании, или одному человеку. Васильев все время уходит в сторону. Или, может быть, его оттесняют те, кто не бежит впереди капитала, а идет за ним и куда внимательнее относится к личной прибыли.


- Я просто люблю работать в компании на второй стадии. Это самое интересное. На этой стадии обычно никто не ворует и люди вдохновлены.


Он, пожалуй, и не классический бизнесмен. И в списки "Форбса" никогда не попадет. Он скорее "менеджер по запускам" разных "пионерских" дел. Но эти дела остаются с нами.



Принцип гитары




- Ваш первый в жизни успех?


- В школе я занимался спортивным ориентированием и звезд с неба не хватал. Но на городском слете взял в руки гитару. Дело закончилось победой на конкурсе самодеятельной песни, и хотя многие бегали, прыгали и вязали узлы лучше, чем я, в областную сборную взяли меня. И тогда я понял, что для успеха необязательно пробивать головой стену.


- Вы успешны и в бизнесе и в творчестве. Но зачем бизнесмену еще и концертная деятельность?


- Сцена дает максимально близкий контакт с незнакомым человеком и максимальное ощущение успеха. Не через заработанные деньги или проданный товар, а глаза в глаза. Чувственный опыт рано или поздно помогает. И к тому же я чувствую себя неуютно, если иногда хоть что-нибудь не сочиню в стихах - пусть хоть поздравление с днем рождения.


- Всякий, кто мимолетно взглянет на вашу биографию, наверняка подумает: "А-а, этот был советником мэра, так у него административный ресурс, он никогда не выпадет из обоймы! Это номенклатурная единица нового времени!"


- Вы не верите, что можно добиться успеха без административного ресурса? Или нужна справка, что у меня нет высокопоставленного дяди?

- Но это теперь типичный путь: сын директора завода становится коммерсантом, сын губернатора - банкиром...


- Но очень много и других примеров. Ищите людей, для которых деньги не единственный критерий. Многие об этом стесняются говорить, но настоящий успех невозможен без стремления к высоким общечеловеческим ценностям.



Елена ЯКОВЛЕВА